Изменение вида звездного неба в течение суток и года

Автор: Гомулина Н.Н.

I. Цель урока: ознакомить учащихся с изменением вида звездного неба в течение суток и года, а также выяснить сущность этих наблюдаемых явлений.

Тип урока: Комбинированный

II. Основная воспитательная идея: только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений.

III. Комплексная задача урока:

1. Доминирующие образовательные задачи.

  1. Ввести понятия: суточное движение светил, восходящие и заходящие светила.

  2. Формировать понятие «созвездие».

  3. Формирование умений и навыков работы с подвижной картой звездного неба и электронным планетарием.

  4. формировать приемы логического мышления при анализе реального наблюдений и сравнения со звездными картами, подвижной картой звездного неба и электронным планетарием.

2. Доминирующая воспитательная задача: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей.

  1. Развитие речи при работе с текстом учебника, электронным планетарием, подвижной картой звездного неба.

  2. Развивать умение сравнивать, сопоставлять результаты теории и практики.

  3. Развивать умения работать в компьютерном классе.

3. Доминирующая задача развития: используя ряд проблемных ситуаций, подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что вид звездного неба не остается одинаковым в течение суток.

IV. Структура урока.

Этапы урока Содержание Время, мин Методы изложения
1 Актуализация знаний о звездном небе. Определение задач урока 1 Вводная беседа учителя
2 Работа с подвижной картой звездного неба. Работа с электронным планетарием. Знакомство учащихся с изменением вида звездного неба в течение суток   2 Объяснение учителя
3 Работа с подвижной картой звездного неба. Работа с электронным планетарием. Знакомство учащихся с изменением вида звездного неба в течение суток. Интерактивная модель «Суточное движение светил» 15 Работа учащихся с подвижной картой звездного неба, электронным планетарием, с интерактивной моделью «Суточное движение светил»
4 Работа с подвижной картой звездного неба. Работа с электронным планетарием. Знакомство учащихся с изменением вида звездного неба в течение года. Интерактивная модель «Суточное движение светил» 1 Объяснение учителя
5 Работа с подвижной картой звездного неба. Работа с электронным планетарием. Знакомство учащихся с изменением вида звездного неба в течение года. Интерактивная модель «Суточное движение светил» 15 Работа учащихся
4 Обсуждение итогов урока. Закрепление нового материала. 10 Ответы учащихся на вопросы
5 Подведение итогов урока. Домашнее задание 1  

V. Учебное оборудование: мультимедийный курс «Открытая Астрономия 2.6»: электронный планетарий, интерактивная модель «Суточное движение светил».

VI. Межпредметные связи: необходимо напомнить учащимся, что с видимым движением светил они знакомились в курсе «Окружающий мир».

Работа с подвижной картой звездного неба:

  • определение по заданным координатам созвездия, в котором находится та или иная яркая звезда (закрепление умения, приобретенного на прошлом уроке и во время выполнения домашнего задания) используя подвижную карту звездного неба, электронный планетарий.

Электронный планетарий

Электронный планетарий. Изменение масштаба.

Электронный планетарий. Изменение времени наблюдений в течение дня.

Подвижная карта звездного неба.

 

  • установка на разное время одних и тех же суток (с целью выявления факта суточного движения светил);

  • установка на различные даты года (с целью выявления изменения вида звездного неба в течение года);

  • отыскание на карте зодиакальных созвездий;

  • рекомендуется обратить внимание учащихся на величину таких ярких звезд, как Сириус, Ригель, Бетельгейзе, которые отчетливо одновременно видны на небесной сфере при увеличении 100% и 200% .

Работа с интерактивной моделью «Суточное движение светил».

Введение важнейшего астрономического понятия суточное движение светил облегчит интерактивная модель «Суточное движение светил», которая изображает вращение звездного неба на разных широтах. Географическую широту, на которой находится наблюдатель, рекомендуется изменять. При этом Полярная звезда поднимается к зениту или опускается к горизонту, линия которого проходит ниже границы активного окна модели. При нажатии на кнопку «Старт» все звезды начинают обращаться вокруг полюса, расположенного недалеко от Полярной звезды. В интерактивной модели «Суточное движение светил» имеется возможность «включить» и «выключить» начертания созвездий.

Задание на дом.