Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура

Тема. Территориальная структура мирового хозяйства.

Автор: Козленко А.Г.

Тип урока. Урок применения знаний (решение задач).

Цели урока.

  1. Обобщить и закрепить знания по теме «Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура».
  2. Использовать приобретенные знания и умения для применения географической информации, правильной оценки геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Продолжить формирование информационных компетенций: извлекать информацию из разных источников (таблиц, диаграмм, графиков), представлять данные в виде различных графических решений.
  4. Ознакомиться с онлайн-сервисом College.ru, показать приемы эффективной работы с ним при подготовке к экзамену по географии.

Основные понятия. Аграрные страны, индустриальные страны, постиндустриальные страны, ВВП, ВВП на душу населения, ВВП в секторах хозяйства.

Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Повышение эффективности работы с электронными пособиями, более качественное использование их достоинств и возможностей.

Использование новых информационных технологий. Компьютер учителя с подключением к Интернет, карта доступа к онлайн-сервису College.ru, мультимедийный проектор, желательно – интерактивная доска (или обычная меловая/маркерная доска, флипчарт).

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный момент

2-3

Беседа учителя

II. Актуализация материала предыдущего урока

7-9

Опрос, работа с табличными данными, проецируемыми на экран (интерактивную доску)

III. Объяснение практической составляющей урока – представление данных в экономике

10-12

Беседа учителя, демонстрация графических материалов

IV. Знакомство с сервисом College.ru. Демонстрация возможностей

7-9

Сообщение ученика, демонстрация навигации и приемов работы с онлайновым сервисом College.ru

V. Решение задач из блоков тренажера (задание С5)

12-15

Работа на интерактивной доске, решение задачи и проверка правильности выполнения задания с помощью онлайн-сервиса College.ru

VI. Домашнее задание

2-3

Индивидуальные задания (карточки),

 

Данный урок – второй в разделе «География мирового хозяйства», на изучение которого программа отводит 10 часов. Именно в нем целесообразно показать возможности использования онлайнового сервиса College.ru при подготовке к ЕГЭ и показать, как его возможности могут быть использованы в урочной практике.

I. Организационный момент

Пояснение места урока в разделе, целей и задач урока, видов деятельности на нем.

II. Актуализация материала предыдущего урока

Опрос по основным вопросам, рассматривавшимся на предыдущем уроке раздела.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Структура ВВП, отрасли, входящие в первичный, вторичный и третичный секторы экономики. НТР и изменения в структуре секторов.
  2. Аграрные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные страны.

Напоминание:

  • Страны, где доля занятости населения в сельском хозяйстве более 50%,  называются аграрными.
  • Страны, где доля занятости населения в промышленности более 30%, называют индустриальными.
  • Страны, где доля занятости населения в сфере услуг более 60%,  называются  постиндустриальными.

 

Рис.1. Эволюция экономической структуры хозяйства. 

Задание: Найти по таблице 1 (выводимой на экране) страны с аграрной, индустриальной и постиндустриальной структурами экономики. Мотивировать свой выбор.

 

Таблица 1. Структура ВВП некоторых стран мира в конце ХХ века.

Страна

в  %

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Кувейт

0

53

47

США

2

25

73

Канада

2

32

66

Франция

2

27

71

ОАЭ

2

58

40

Польша

6

39

55

Россия

7

39

54

Украина

18

42

40

Китай

21

48

31

Индия

29

30

41

Гана

48

16

36

Эфиопия

57

10

33

 

Задание: По столбчатой диаграмме (гистограмма с нормированием) определить, к какому типу относятся страны 1, 2 и 3. Можно ли утверждать, что весь мир вступил в постиндустриальную фазу развития хозяйства? Почему?

 

Рис. 2. Структура экономики трех стран и мира в целом (данные 2008 г.)

 

Задание: Найти по таблице 2 (выводимой на экране) страны с аграрной, индустриальной и постиндустриальной структурами экономики. Мотивировать свой выбор.

 

Таблица 2. Структура занятости в отдельных странах мира.

Страна

ЭАН*, млн. чел.

Доля занятых в I секторе, %

Доля занятых во II секторе, %

Страна

ЭАН, млн. чел.

Доля занятых в I секторе, %

Доля занятых во II секторе, %

Сингапур

1

0

36

Непал

10

94

Менее 1

Кувейт

1

1

25

Эфиопия

23

86

2

Велико-британия

29

2

29

Буркина-Фасо

5

92

2

США

131

3

28

Гвинея

3

87

2

Германия

40

4

38

Нигер

4

90

4

Россия

77

14

42

Танзания

15

84

5

* ЭАН – экономически активное население.

 III. Объяснение практической составляющей урока – представление данных в экономике

По предыдущим заданиям уже очевидно, что основной объект работы на этом уроке – способы получения данных, их обработки для оценки сравнимости тех или иных величин и способы представления данных.

В беседе обсуждаются первичные и вторичные показатели экономического развития стран: доля городского/сельского населения; доля промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания в ВВП страны; ВВП, произведенный в сельском хозяйстве, рассчитанный на душу сельского населения, и  ВВП, произведенный в промышленности, рассчитанный на душу городского населения. Важным показателем уровня развития страны является ВВП по паритету покупательной способности на душу населения (GDP – per capita /PPP/), пересчитанный на душу населения.

Также обсуждается, какие типы диаграмм используются в представлении данных об экономическом развитии, и приводятся примеры таких объектов деловой графики (из Интернет):

Рис. 3. Таблица «Ведущие центры мирового хозяйства» (гистограммы, цветовая заливка)

Рис. 4. ВВП на душу населения в 2007 г. (цветовая заливка карты)

Рис. 5. Государственный долг, ВВП и резервы ряда стран мира (круговая диаграмма, элементы инфографики)

Рис. 6. Изменение процента вклада ряда стран в мировой ВВП за последние 500 лет (нормированная гистограмма)

Рис. 7. ВВП в 1990 г. (Worldmapper – анаморфозы карты мира)

Рис. 8. ВВП по паритету покупательной способности на душу населения (GDP – per capita /PPP/) в 2000 г. (Worldmapper – анаморфозы карты мира)

Можно все картинки дать маленькими превью, увеличивающимися по клику. 

Задание: Вернуться к рис. 1, отметить на нем отдельные этапы развития экономики (вертикальные зеленые линии на рис. ниже) и предложить перестроить данные графика на каждом этапе в столбчатые гистограммы с процентами или другие типы диаграмм (это задание наиболее эффективно на интерактивной доске).

Рис. 1А. Эволюция экономической структуры хозяйства.

Задание: Выбрать в Таблице 3 данные для представления и подобрать наиболее эффективный способ их представления. (Учитель может предложить сравнить определенные страны, подготовив карточки с названиями стран; это задание можно при недостатке времени вынести в домашнее.)

Таблица 3. Социально-экономические показатели развития некоторых стран в 2009 году

Страна

Численность населения, млн чел.

Структура населения

Объем ВВП,

млн долл.

Отраслевая структура ВВП, %

Городское население, %

Сельское население, %

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Австралия

20,1

88,6

11,4

997 201

4,1%

26%

70%

Аргентина

39,5

91,8

8,2

310 065

6%

32%

62%

Великобритания

60,4

89,9

10,1

2 183 607

1,2%

23,8%

75%

Венесуэла

25,4

93,1

6,9

337 295

4%

36,8%

59,2%

Германия

82,4

73,5

26,5

3 352 742

0,9%

26,8%

72,3%

Дания

5,4

86,4

13,6

309 252

1,2%

23,8%

74,9%

Индия

1 080,3

29,2

70,8

1 235 975

17%

28,2%

54,9%

Индонезия

242,0

50,4

49,6

539 377

15,3%

47,6%

37,1%

Иран

68,0

68,0

32,0

330 461

10,9%

45,2%

43,9%

Испания

40,3

77,0

23,0

1 464 040

3,3%

26,8%

70,0%

Китай

1 306,3

42,2

57,8

4 908 982

10,6%

46,8%

42,6%

Колумбия

42,95

74,2

25,8

228 836

9,7%

37,4%

52,9%

Польша

38,6

61,3

38,7

430 197

4,6%

28,1%

67,3%

Россия

143,4

72,8

27,2

1 229 227

4,7%

34,8%

60,5%

США

295,7

81,4

18,6

14 256 275

1,2%

21,9%

76,9%

Турция

69,7

68,2

31,8

615 329

9,3%

25,6%

65,1%

Франция

60,7

77,1

22,9

2 675 951

1,8%

19,3%

78,9%

Южная Корея

48,4

81,3

18,7

832 512

3%

39,4%

57,6%

Япония

127,4

66,3

33,7

5 068 059

1,6%

21,9%

76,5%

Весь мир

 

49,4

50,6

57 937 460

6%

30,6%

63,4%

IV. Знакомство с сервисом College.ru. Демонстрация возможностей

Краткое сообщение об истории Единого государственного экзамена, рассказ о форме проведения, нормативных документах, структуре работы и заполнении бланка ЕГЭ.

Изученная тема представлена в таком разделе кодификатора ЕГЭ:

4.1

Отраслевая  структура  хозяйства.  География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

Задания ЕГЭ, включающие вопросы по данной теме (по спецификации экзамена):

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору)

А13

Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства

3.8; 4.1

С5

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

4.1

Сообщение ученика, которому предварительно было дано задание (и карта доступа) подготовить сообщение по общей структуре и навигации онлайнового сервиса College.ru. Демонстрация через мультимедийный проектор онлайн-экскурсии по сервису College.ru.

А. Учебные материалы.

Демонстрация учебных материалов: конспекты, плакаты, модели, экспресс-тестирование (при эффективной организации работы возможно прохождение экспресс-тестирования – на этом этапе или в конце урока). Навигация.

Рис. 9. Раздел сервиса «География»

Рис. 10. Одно из заданий входного тестирования

Рис. 11. Конспекты по географии

Рис. 12. Пример конспекта со схемой

Можно все картинки дать маленькими превью, увеличивающимися по клику. 

Б. Тренажер и экзамен.

Демонстрация режимов, отличий между ними. Демонстрация разных типов заданий:

Часть 1 (А1-А25) состоит  из 25  заданий  с  выбором  правильного  ответа  из  четырех предложенных вариантов (все 25 заданий  базового уровня сложности).

Часть 2 (В1-В14) содержит 14  заданий  с  кратким  ответом (из  них 4  базового, 9 повышенного и 1 высокого уровней сложности). В части 2 используются пять разновидностей заданий с кратким ответом:

А) задания, требующие записать ответ в виде числа (В1, В6, В9, В13, В14);

Б) задания, требующие записать ответ в виде одного слова (В11, В12);

В)  задания  с  выбором  нескольких  правильных  ответов  из  предложенного списка (В4);

Г) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик (В2, В3, В5);

Д) задания на установление правильной последовательности (В7, В8, В10).

Часть 3 (С1-С6) содержит 6  заданий  с  развернутым  ответом,  в  которых  требуется записать  полный  и  обоснованный  ответ  на  поставленный  вопрос (1  задание  повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).

Ученик (или учитель, берущий инициативу) демонстрирует задания разных типов, показывает возможности сервиса и работу с ним в режиме тренировки. На примере одного варианта тренировочных заданий линии С5 (оптимально ­– Варианта 1) показать, как выполняется полуавтоматическая проверка заданий.

Рис. 13. Задание группы А (А13)

Рис. 14. Задание группы А (А14) с решением

Рис. 15. Задание В1: задание, требующие записать ответ в виде числа

Рис. 16. Задание С5: условие

Рис. 17. Задание группы С (С5): проверка и выставление балла

Рис. 18. Статистика прохождения теста по темам

Можно все картинки дать маленькими превью, увеличивающимися по клику. 

V. Решение задач из блоков тренажера

На интерактивной доске: свернуть окно браузера так, чтобы осталось свободное место сбоку и/или снизу для записи решения. Решить задание с помощью инструментария интерактивной доски, после этого проверить решение в онлайновом сервисе College.ru и сравнить с решением, которое выполнено на доске.

Если в распоряжении учителя только обычная меловая/маркерная доска и мультимепдийный проектор, важно, чтобы экран, на который проецируется изображение, не закрывал доску: чтобы можно было выполнить задание и сравнить решение с предлагаемым в сервисе, а также оценить в баллах ЕГЭ выполнение задания учеником.

Если же экран закреплен и не позволяет использовать его параллельно с доской, закрывает ее, можно выполнять задание на флипчарте – листах бумаги, закрепленных на специальной подставке – маркерами. Возможно также выполнение заданий письменно в тетрадях с последующим сравнением решений с ответами и оценкой по системой оценивания, используемой в сервисе (и ЕГЖ), фронтально (с последующей сдачей тетрадей на проверку – всех учеников или выборочно).

Решить все четыре задачи из тренировочных вариантов 2-5.

VI. Домашнее задание.

  • Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений, - М.: Просвещение, 2009: Тема 4, параграф 3 «Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства», с. 102-110.
  • Задания 4 и 5 на ст. 121, выборочно.
  • Индивидуальные задания по карточкам.