Информатика. Представление числовой информации с помощью систем счисления

Тема. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Автор: Гомулина Н.Н.

Тип урока. Комбинированный урок.

Цель урока:

  • cформировать у учащихся понимание систем счисления;
  • cформировать у учащихся представление о переводе чисел в десятичную систему счисления, в двоичную систему счисления, восьмеричную систему счисления, в шестнадцатеричную систему счисления;
  • cформировать у учащихся понятие о представлении чисел в компьютере.

Основные понятия. Система счисления.

Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и научный подход к изучению информации.

Оборудование

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • диск «Открытая Коллекция. Информатика: модели и процессы, 9−11 классы»(Windows, Linux);
  • УМК Н.Угриновича «Информатика и информационные технологии. 10–11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

План урока

Этапы урока Время, мин. Приемы и методы
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы 3 Беседа учителя
II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о системах счисления 12 Объяснение учителя
III. Работа с интерактивными моделями 15 Работа учащихся у интерактивной доски
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия 15 Работа с тестовыми заданиями, проектируемыми на доску
V. Домашнее задание 1 Запись на доске

I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы

Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются цифрами.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

II. Изложение нового материала. Формирование у учащихся представления о системах счисления

Хорошо подобранные в коллекции иллюстрации помогут дать представления о различных системах счисления.

В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). В коллекции имеются интерактивные модели, которые помогут понять, как записываются числа в этой системе счисления. Объяснение учителя может быть кратким, чтобы учащиеся уже у доски смогли выполнить несколько заданий. Рекомендуется более подробно осветить вопрос об использовании двоичной системы счисления в технике.

III. Работа с интерактивными моделями

Работа с интерактивными моделями проводится с приглашением к интерактивной доске нескольких учащихся.

Интерактивная модель «Перевод чисел из десятичной системы в двоичную»

Интерактивная модель «Перевод числа из двоичной системы в десятичную»

Анимация перевода чисел из двоичной системы в десятичную «Схема Горнера»

Интерактивная модель «Переход из одной системы счисления в другую»

IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия

Проверка проводится с использованием интерактивных заданий, подобранных в Коллекции по данной теме.

Данные задания могут быть как самые простые:

так и сложные:

Учащиеся формулируют новые понятия, изученные на уроке. После обсуждения темы на интерактивную доску выводится итоговый плакат и проводится фронтальный опрос.