Обществознание. Религия

Урок к серии «Открытая Коллекция» (интерактивная доска): «Религия»

Тема. Религия.

Автор: Шкиря Е.А., Козленко А.Г.

Цель урока – сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии «религия».

Задачи урока:

  1.  Обучающие:
    • сформировать у учащихся представление о видах религий (ритуальные, мировые, национальные, религии спасении, монотеистические, политеистические);
    • сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
    • раскрыть роль религии в жизни общества;
    • закрепить знания учащихся религии как социальном институте.
  2. Развивающая:  
    • дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  3. Воспитывающая:  
    • воспитание толерантности к различным культурам и верам.

Тип урока по дидактической цели – урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока – урок-лекция.

Основные понятия: религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, атеизм.

Использование новых информационных технологий: Использование интерактивной доски и интерактивных моделей курса серии «Открытая коллекция» «Обществознание, 10–11 классы» (Windows, Linux).

План урока

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

5-7

Беседа учителя

II. Изложение нового материала.

20-22

Объяснение учителя с использованием интерактивных объектов

III. Закрепление материала. Рефлексия

12-15

Работа с тестовыми заданиями, проецируемыми на интерактивную доску

IV.Домашнее задание

3-5

Запись на доске

Ход урока

I. Организационный момент (сообщение учителем темы и задач урока).

II. Изучение нового материала

Методические рекомендации

В процессе объяснения нового материала учащиеся должны составить конспект лекции в рабочих тетрадях. Учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на тех понятиях, которые должны быть записаны в конспект в обязательном порядке.

Слово учителя

Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:

  • это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
  • это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
  • это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
  • это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.

Для религии характерны следующие признаки:

Религия не ограничивается только доктриной – совокупностью верований и представлений, но обязательно включает также культ: внешние действия и ритуалы, другие практики, являющиеся проявлением, воплощением веры.

Мировоззренческой основой религии является вера, определяющая место религии в отношениях между человеком и окружающим его миром. Религиозная вера складывается из следующих составляющих:

Существует более пяти тысяч религий. В основу систематизации столь многообразного явления требуется большое количество критериев, позволяющих разделить на группы. Например, религии делят на «языческие» и «откровенные», «естественные» и «этические» и так далее.

В интерактивной схеме «Типы религий» представлены некоторые типы религий, существующих в современном мире. Рассмотрите схему и подумайте, какие критерии положены в основу выделения разных групп религий.

Термин политеизм произошел от греческих слов πολύς («многочисленный», «множественный») и θεός («бог») – это вера во многих богов, многобожие. Философски политеизм тождественен язычеству – религиозной концепции, включающей большое количество равноправных божеств и духов, почитаемых в местных культах (например, политеизм Древней Греции и Древнего Рима).

Монотеизм (от греческого μόνος («один») и θεός, («бог») – «единобожие») – противопоставляемое политеизму учение о едином Боге, выражающем идею концентрации мировой власти и вселенской мудрости в одном лице.

Ритуальные религии – это религии, в которых основное значение имеет особым образом регламентированное ритуальное поведение, а не концепция миропорядка и верования. Магический ритуал предполагает прямое воздействие на явления окружающего мира при  помощи таинственной техника воздействия (заговор, заклинание, обряд). Магический ритуал связан с мифологическим сознанием и является наследием архаичных форм религии. Он основан на своеобразных представлениях о причинно-следственных связях и ориентирован сугубо утилитарно – на достижение прямого «материального» результата, на обслуживание человеческих потребностей.

Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:

  • Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
  • Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
  • Фетишизм – культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.

С анимизмом (и, в меньшей степени, с фетишизмом) связано представление о загробной жизни – продолжении земной жизни, но в ином качестве. По этим представлениям, после физической смерти человека его дух отправляется в Страну умерших или остается в этом мире, влияя на живых родственников: помогает, оберегает имущество, предсказывает будущее. Сложилась особая социальная группа людей, которые могли «вступать» в контакт с духами умерших и совершать «путешествия» по загробному, нематериальному миру – шаманы.

Наряду с мифологическим объяснением явлений природы древние люди накапливали научные знания в астрономии, математике, медицине и других отраслях знаний. В VIII–II вв. до н. э. возникает новая  система представлений о мире, заменяющая мифологическое мировосприятие и построенная на более детальном описании потустороннего мира, его иерархии и места, которое может занять в нем человек после смерти. Формируются понятия греха и добродетели – основных критериев, определяющих место в человека в загробном мире. Чистота небесного (загробного) мира противопоставляется греховности мира земного. Так появились религии спасения, основанные на детально разработанной этике, следование принципам которой позволяло, сделав земную жизнь добродетельной и очистившись от грехов, тем самым обеспечить для души лучшую участь в загробном мире.

Религии спасение возникли в Индии – буддизм и индуизм, на Ближнем и Среднем Востоке – зороастризм и иудаизм, в I веке н. э. на основе представлений иудаизма возникло христианство. Так как в основе религий спасения лежит этическая система, связанная с регламентацией правил отношений между людьми и с окружающим миром, они способствовали прогрессу цивилизации и формировали устойчивые традиции.

Зарождение всех религий, как правило, связано с определённой территорией и конкретным народом, то есть все религии имеют национальные истоки. Национальные религии – религии, распространённые сейчас в пределах одной страны или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. Таковы, например, индуизм (в Индии) и синтоизм (в Японии).

Некоторые национальные религии вышли за пределы одного народа или страны, где зародились, и, получив признание среди народов различных стран и континентов, стали широко распространенными. Такие религии называются мировыми. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство. Мировые религии оказывают существенно влияние на развитие современной цивилизации и имеют большое значение в жизни общества, так как миллионы людей являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

На представленной ниже карте можно увидеть распространение мировых религий. 

Вопросы по карте:

  1. Назовите страну с наибольшим числом православных.
  2. Назовите страну с наибольшим числом католиков.
  3. Назовите страну с наибольшим числом протестантов.
  4. Какие мировые религии распространены в России?

Религия является важным элементом общественной жизни и духовной культуры общества, выполняя ряд важных социокультурных функций.

Отрицательная роль религия в жизни людей может быть связана с религиозным фанатизмом, приводящим к отчуждению людей друг от друга по мировоззренческому признаку и возникновению дна этой основе дискриминации (преследований представителей других религий, религиозных меньшинств).

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Каждый человек сам решает, какая религия и в какой степени будет оказывать влияние на его жизнь.

Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой (в ее исторических формах) и атеизмом, отрицающим существование Бога и/или каких-либо иныхсверхъестественных сил и воспринимающим религию исключительно как историко-социальное явление, связанное со становлением и развитием человеческого общества.

III. Закрепление материала. Рефлексия.

Для проверки усвоения первичных знаний целесообразно использовать интерактивные задания соответствующего раздела коллекции.  

С заданиями, в которых приведены суждения о религиях и предлагается оценить правильность данных высказываний, необходимо работать следующим образом:

1.      Прочитать суждения.

2.      Предложить учащимся привести аргументы в пользу истинности или ложности этих суждений, используя полученные во время урока знания.

3.      Сделать выбор правильно ответа.

4.      Проверить решение.

 

Также для закрепления новых знаний целесообразно использовать вопросы на установление соответствия, которые помогут закрепить учащимся знание введённых на уроке терминов и их значений.

В конце урока для дополнительного закрепления полученных знаний возможно использования следующих устных вопросов:

1.      Какую роль и функции выполняет религия в жизни общества?

2.      Что такое «свобода выбора»?

Примечание. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые задания являются параметризованными, то есть при новом включении дистракторы перемешиваются и встают на новые места.

После этого проводится рефлексия – самоанализ учащимися их собственного приращения в ходе урока.

IV. Домашнее задание:

  • повторение лекции по записям в рабочих тетрадях;
  • подготовка учащимися докладов-презентаций по темам:

§  Христианство

  • История возникновения
  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантство
  • Культурного наследие христианского мира (храм Гроба Господня в Иерусалиме, Троице – Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, храм Покрова на Нерли, храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного, Казанский собор, собор Петра и Павла в Риме, Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор и т. д.).

§  Буддизм

  • История возникновения
  • Традиции буддизма
  • Культурное наследие буддизма (Лумбини, Дворец Потала, статуя Будды и т. д.).

§  Ислам

  • История возникновения
  • Традиции ислама
  • Культурное наследие мусульман (Мечеть Омара в Иерусалиме, Мекка, Мечеть Кааба и т. д.)

Примечание. Для выполнения данного задания возможно деление класса на группы из 2-3 человек для совместной подготовки презентаций по данным темам и защиты их на следующем уроке.